Рынок картофеля: наценки и причины изменения цен
По информации зампреда правления «Руспродсоюза» Дмитрия Леонова, средняя наценка на картофель в торговых сетях превышает 100%. Согласно данным ассоциации, с начала 2024 года оптовые цены на немытый и неупакованный картофель возросли в 2,6 раза, достигнув 26,1 рубля за килограмм, в то время как розничные цены увеличились в 1,8 раза до 52,5 рубля, включая импортный картофель. «Дополнительные затраты в цепочке поставок связаны с мойкой и фасовкой продукции», — пояснил Леонов. Он также подчеркнул, что резкий рост цен имеет несколько причин, включая рекордный урожай и низкие отпускные цены производителя от прошлого года.
Тем не менее, Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) оспаривает утверждение о стопроцентной наценке на картофель. По их данным, наиболее популярные позиции весового картофеля, составляющие более 63% продаж в рознице, в октябре и ноябре реализуются без наценок, по ценам ниже закупочных. Фасованный картофель, который составляют 30% оборачиваемой продукции, имеет наценку лишь 11%. Даже учитывая наценки на премиальные позиции, общая средняя наценка в торговых сетях-членах АКОРТ составляет 22%. Пресс-служба ассоциации добавила, что уровень цен на картофель у производителей обусловлен объективными экономическими факторами.
В ответ на растущие цены на картофель, заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности от партии «Единая Россия» Анатолий Выборный обратился в Генеральную прокуратуру и ФАС с просьбой провести расследование ценообразования. «Избиратели спрашивают, почему цена на картофель выросла на 74% с начала года, хотя нет ни дефицита, ни ажиотажа. Вопреки тому что оптовые цены на овощи начинаются с 10 рублей, в магазинах они достигают 85 рублей и выше», — объяснил депутат, отметив, что картофель является социально значимым продуктом, на который торговые сети обещали удерживать наценку в 5%.
Исполнительный директор Картофельного союза Алексей Красильников добавил, что текущие цены на картофель у сельхозпроизводителей в 2-2,5 раза выше, чем в прошлом году. Это связано с рекордным урожаем и избытком предложения в 2023 году, который составил 8,6 миллиона тонн. При этом урожай ожидается на уровне 7,2-7,3 миллиона тонн. Из-за низких отпускных цен, которые почти совпадали с себестоимостью, некоторые производители уменьшили посевные площади на 20 тысяч гектаров, что соответствует примерно 500 тысячам тонн картофеля.
Сокращение площадей — не единственная причина снижения производства, продолжает Красильников. Во многих регионах, таких как Брянская, Тульская, Нижегородская и Московская области, аномальные погодные условия и засухи вынуждали аграриев прибегать к поливу, что увеличивало затраты. Например, в Брянской области производство упало на 350 тысяч тонн, в Тульской, Нижегородской и Московской — на 110 тысяч тонн каждая. Красильников также отметил рост расходов на рабочую силу, семена, средства защиты и др.
По последним данным мониторинга Картофельного союза, оптовая цена на картофель составляет 25-26 рублей за килограмм, а средняя розничная цена, по данным Росстата, достигла 50 рублей. При этом среднестатистическое потребление картофеля на душу населения составляет около 5 килограммов в месяц, что в общей сложности требует расходов около 250 рублей и остаётся доступным для большинства россиян. Красильников считает, что текущие цены довольно благоприятны для производителей, так как они обеспечивают необходимую рентабельность и будут способствовать увеличению либо стабилизации посевных площадей в будущем, особенно на фоне снижения производства в хозяйствах населения.
фото взято из открытых источников