Skip to main content

Россия: от страны с дефицитом до продовольственной супердержавы за 10 лет продэмбарго

Россия: от страны с дефицитом до продовольственной супердержавы за 10 лет продэмбарго – Парагро

Десять лет продовольственного эмбарго превратили Россию в продовольственную супердержаву. Аналитики отмечают, что за это время Россия увеличила производство продовольствия на 20%, сократила импорт на 14% и увеличила экспорт более чем вдвое. РИА Новости рассказывают, что российский рынок заменил итальянский пармезан на отечественные продукты, а потребителю больше не нужен норвежский лосось.

В 2014 году президент России Владимир Путин ввел продуктовое эмбарго на мясо, колбасы, рыбу, овощи, фрукты и молочную продукцию из ряда стран. Потребители вначале впали в панику, но бизнес нашел новые возможности и заполнил свободные ниши. Результат не заставил себя ждать – отечественное сельское хозяйство поддержкой государства за десять лет значительно развилось. В результате производство сельскохозяйственной продукции выросло на 20%, достигнув 8,3 триллиона рублей в текущих ценах по словам Олега Князькова из Россельхозбанка. Импорт снизился на 14%, до 35,1 миллиарда долларов, а экспорт увеличился более чем вдвое, до 43,5 миллиарда долларов, сообщил Антон Тренин из АКРА.

В 2023 году сальдо экспорта и импорта продовольствия достигло исторического максимума и составило 8,4 миллиарда долларов, что свидетельствует об изменении ландшафта рынка продовольствия и успешном развитии его отечественного сегмента. “Ключевым фактором развития сельского хозяйства в России послужила государственная поддержка и масштабные частные инвестиции”, – отмечает Тренин.

Как результат – достигнутый к 2024 году уровень сельхозпроизводства в России позволяет не только в значительной мере насыщать внутренний рынок (к концу 2023 года уровень самообеспеченности по основным продуктовым группам превышал 85%), но и входить в двадцатку крупнейших мировых экспортеров продовольствия, поставляя продукцию в большинство стран мира, добавляет аналитик.

Лучше всего отечественному АПК удалось замещение мясной и рыбной продукции: здесь самообеспеченность уже достигла 100% и 165% соответственно, причем в последней импорт (креветки, дорадо, тунец) уже не солирует, а только расширяет ассортимент, говорит Тренин. За десять лет, с 2013 по 2023 годы, российский рыбный импорт то существенно падал, то рос, то снова снижался, но в итоге сократился на 35,3%, до 656 тысяч тонн, а производство рыбной продукции за тот же период выросло на 22%, до 4,4 миллиона тонн, добавляет президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.

“До 2014 года значительный объем сельди, поступающий на перерабатывающие предприятия в европейской части страны, был иностранного происхождения. Это несмотря на то, что Россия – крупнейший добытчик сельди в мире. Раньше переработчикам было выгоднее и удобнее покупать импортную продукцию, сейчас они ориентируются на отечественный вылов”, – приводит пример Зверев.

За эти годы в районы российского промысла вернулись популярные в СССР сардины иваси – аналог сельди, а также килька: до половины шпрот в России ввозились из Латвии, теперь же на прилавках – 100% российские. Удалось заменить импортное филе трески и увеличить поставки минтая, – говорит Зверев.

Впечатляющие результаты показал и сектор аквакультуры. “С появлением новой ниши на рынке фермеры начали выращивать ценные морепродукты – устрицы, мидии и другие. За этот период их выпуск вырос с минимальных значений до 84 тысяч тонн к концу 2023 года. Сегодня 70% устриц в рознице и ресторанном секторе – отечественные”, – приводит пример президент ВАРПЭ. Удалось заменить и форель с семгой: за последние 5 лет в России их производство выросло в 2,4 раза, до 158,6 тысяч тонн. “Опросы потребителей и отзывы рестораторов и ритейлеров показывают, что россияне предпочитают отечественного лосося, выбирая “мурманскую семгу” или “карельскую форель”, – добавляет Зверев.

Кроме того, Россия полностью обеспечивает себя растительным маслом и свекловичным сахаром, а также существенно нарастила производство зерна, которое сегодня занимает больше трети российского экспорта в денежном выражении, отмечает Тренин.

“За 2013-2023 годы Россия полностью обеспечила себя зерновыми – с 140% до 171%, мясом – с 84% до 102%, молоком – с 77% до 102% (с учетом союза с Белоруссией), а также растительными маслами – с 98% до 227%… Российский АПК может дать фору любой зарубежной индустрии. Сегодня Россия – №1 в мире по производству зерна и подсолнечного масла, №1 в Европе по производству мяса бройлеров, молока, №2 – по производству свинины”, – приводит пример Князьков.

Импортозамещение в молочной отрасли и овощеводстве пока не идет так успешно, добавляют аналитики. Есть проблемы и в области отечественного семеноводства, особенно по кукурузе, сахарной свекле и в сегменте овощей. Самообеспеченность в молочной отрасли в 2023 году достигла 85%, лидерами являются мороженое, молоко, сливки, кефир и йогурты. Хуже обстоят дела с сырами (76%) и сливочным маслом (74%), говорит Тренин. Однако развитие продолжается, и достижение показателя в 90% по молочным продуктам, закрепленного в Доктрине продовольственной безопасности, возможно на горизонте 3-5 лет, отмечает Тренин. По овощам Россия уже в прошлом году приблизилась к этому показателю, достигнув уровня 89,4%.

Однако сохраняется зависимость от импорта помидоров (уровень самообеспеченности составляет около 70%), в то время как для огурцов он приближается к 100%. Тяжелые климатические условия в некоторых российских регионах и высокая зависимость урожайности от погодных условий подталкивают компании к строительству производственных мощностей для выращивания овощей в закрытом грунте, что способствует насыщению рынка, – отмечает эксперт.

Самая сложная ситуация с ягодами и фруктами: здесь невозможно преодолеть все препятствия, мешающие достижению самообеспеченности, считает Тренин. В то время как производство яблок покрывает почти 80% внутреннего спроса, для большинства фруктов и ягод значительная часть импорта приходится на дружественные страны из-за ограниченности отечественного производства груш, персиков, черешни и вишни, а также из-за климатических условий, не позволяющих выращивать экзотические фрукты в России. Уровень самообеспеченности фруктами и ягодами в стране даже не достигает 50%, и планируется достичь цели в 60% к 2030 году за счет увеличения производства голубики, малины, земляники, ежевики и клюквы, добавляет он.

Однако отдельные производители смогли использовать новые возможности на все сто. Так, крупнейшему отечественному производителю молока – компании “Эконива” – удалось с 2013 года в сотни раз увеличить производство, запустить переработку и кратно нарастить ассортимент, на тот момент состоявший только из пастеризованного молока и сметаны, рассказал заместитель генерального директора “ЭкоНива-Продукты питания” Алексей Масленников. Причем с сырами компания решила не замещать знаменитые и уже знакомые рынку моцареллу и пармезан, а предлагать новые – чтобы развивать культуру их потребления и продвигать российские сыры за рубежом, добавляет он. В результате только за последний год нарастила производство сыров в 7 раз, до 8300 тонн (против 1200 тонн в 2022 году), а в целом выпуск молочной продукции на 70%, до 279,5 тысячи тонн.

Хотя российский рынок сегодня полон возможностей, эксперты отмечают, что в нем также есть подводные камни. “По готовой молочной продукции мы перестали зависеть от импорта, так как отечественные производители успешно заместили все основные категории, активно развивается экспорт, причем не только биржевых товаров, но и готовой молочной продукции. В России растет потребление молочной продукции вслед за ростом реальных располагаемых доходов населения, это вселяет в производителей определенный оптимизм”, – приводит пример Масленников. Кроме того, благодаря качеству российского молока и комфортному курсу рубля к основным мировым валютам у России есть все шансы стать крупнейшим поставщиком широкого спектра молочной продукции на мировые рынки, и это один из основных драйверов для развития российской молочной отрасли.

В то же время продолжает расти себестоимость производства, обусловленная повышением ключевой ставки, дефицитом кадров и рядом других причин. “В этих условиях компаниям необходимо тщательно продумывать стратегию и одновременно быть гибкими, чтобы подстраиваться под меняющиеся рыночные условия”, – полагает Масленников. Мешают и новые санкции, добавляет Зверев. “Рыба – самый продаваемый товар мирового продовольственного рынка после зерна. Многие годы этот гигантский рынок жил по четким правилам, но в 2023 года его участники перестали им следовать. Санкции против России, которая остается одной из главных рыболовных держав, стали триггером для масштабного переустройства всего мирового рыбного хозяйства”, – напоминает он.

Как будут развиваться события, прогнозировать непросто: Тренин отмечает, что пока продэмбарго действует до конца этого года, но “вероятность очередного продления в условиях непростой геополитической обстановки выглядит высокой”.

Однако, несмотря ни на что, главного итога удалось достичь: Россия распробовала собственные продукты, сходятся во мнениях аналитики. “Тот факт, что потребители оказывают большее доверие отечественным продуктам, и сегодня стимулирует ритейлеров и рестораторов наращивать закупки отечественной продукции, менять технологии производства и вводить новые блюда в меню”, – отмечает президент ВАРПЭ. Хотя останавливаться на достигнутом нельзя: по майским указам президента план на ближайшие 6 лет – нарастить объем производимой продукции АПК на 25%, а экспорта – на 50% по сравнению с 2021 годом. Планы для реализации этих целей Минсельхозом уже представлены, помогут им со следующего года и проекты технологической независимости, дело – за бизнесом, уверены эксперты.

фото взято из открытых источников

Опубликовано –