Skip to main content

Честный разговор. Чем собирали урожай российские аграрии этим летом?

Честный разговор. Чем собирали урожай российские аграрии этим летом? – Парагро

Западные компании покинули наш рынок, и наши аграрии метались в поисках запчастей к купленной дорогостоящей технике. Да и отечественные машиностроители вынуждены были оперативно искать замену импортным комплектующим. Чем все закончилось, или вернее на какую прямую свернули все заинтересованные, рассказывает генеральный директор «Росагролизинга» Павел Косов.

Санкции сказались на объеме и качестве предложения сельхозтехники?

Павел Косов: Не могли не сказаться. Во-первых, часть поставщиков ушла с рынка. Во-вторых, наши машиностроители, которые зависели от импортных комплектующих, тоже испытывали определенные сложности с поставками.

Но сейчас ситуация возвращается в нормальное русло. У нас не возникло проблем с весенне-полевыми работами. Уборочная кампания проходит без эксцессов. Я не сомневаюсь, что и с осенними работами у нас будет все хорошо. Во-первых, в стране производится достаточное количество техники. Во-вторых, на место тех, кто ушел, приходят другие, ведь у нас огромный и привлекательный рынок. Мы ведем переговоры с предприятиями из дружественных стран. В первую очередь помогает Беларусь. Когда у “Ростсельмаша” возникли логистические проблемы, пришли на помощь “Брянсксельмаш” и “Гомсельмаш” – в самый ответственный момент весенних полевых работ поставки техники аграриям не прекратились.

Мы занимаемся поставками тракторов и зерновозов из Китая. Первые партии мы уже завезли. Раньше китайскую технику использовали аграрии Дальнего Востока, сейчас она поехала в европейскую часть. Активно поставляет технику Турция. В садоводстве нам подходит индийская техника – тоже уже есть поставки. Оросительные системы поставляет ОАЭ, например. География поставок сейчас намного богаче, чем та, в которой мы жили раньше. У нас были традиционные западные поставщики, и многие наши крупные хозяйства “подсели” на зависимость от этих брендов. От любой зависимости избавляться тяжело.

То есть дефицита сельхозтехники сейчас нет?

Павел Косов: Существующий спрос так или иначе удовлетворяется. А если судить по нашим программам, продажи растут по отношению к прошлому году. С начала года мы поставили в хозяйства более семи тысяч единиц техники. План до конца года – 11 тысяч единиц. Уверен, что все будет раскуплено.

Наша техника, агрегаты из дружественных стран по качеству сильно отличаются от европейской?

Павел Косов: Наша техника точно не уступает западным аналогам по качеству. Беспилотные системы в России сейчас внедряют несколько крупных сельхозмашиностроительных заводов. В таком комбайне вся система – от “железной начинки” и до программного обеспечения – делается в России.

Сегодня многие производители в мире пытаются создать беспилотные комбайны, но они работают в привязке к спутниковым системам и просто едут по заданным траекториям. А здесь камера снимает и обрабатывает информацию сама, ориентируясь на фактические изображения поля, и она не привязана ни к каким картам. Думаю, такая техника – серьезный конкурент западным аналогам. Пока на наших полях – единичные случаи использования беспилотников, но это дело времени.

Велика ли доля импортных комплектующих в нашей сельхозтехнике?

Павел Косов: Есть техника самоходная и прицепная. В прицепной нет проблем – есть заводы, полностью локализованные на территории страны. С самоходными ситуация чуть сложнее. В России, пожалуй, только одно предприятие полного цикла, которое локализовано примерно на 95% – это Петербургский тракторный завод. До последнего момента у них оставалась единственная проблема с гидравликой, но ее решили. Сейчас они вышли на рекордный объем выпуска – около 17 тракторов в день.

У других предприятий посложнее ситуация. Многие не делают, например, те же коробки.В марте – апреле была тяжелая ситуация. Но и такие предприятия смогли перенастроить логистику и сейчас работают в полную мощность.

А почему с 2014 года мы так и не смогли импортозаместить хотя бы часть западной сельхозтехники?

Павел Косов: Когда мы начали развивать импортозамещение, самым понятным способом было наладить какую-то базу у себя и что-то привезти из-за рубежа. Это простой и общепринятый путь. Под Мюнхеном есть завод, который производит четыре вида популярных тракторов, в день выпускает по 30 единиц техники. Но это все просто сборочное производство. Это кооперация огромного количества компаний, которые собирают этот конструктор. Так развивался весь мировой рынок. Кстати, сейчас разрыв логистических цепочек наблюдается не только у нас, но и во всем мире. И эта схема дает сбой. А в нашей ситуации мы теперь тем более вынуждены будем научиться делать все сами, другого выхода нет.

Когда это получится сделать? Лет за пять удастся импортозаместиться?

Павел Косов: Думаю, да. Мы просто должны это сделать. Сельское хозяйство обеспечивает нас едой. Мы не можем позволить себе не собрать то, что нам дает земля. И в первую очередь нам нужно выстраивать свой суверенитет с точки зрения обеспеченности сельхозтехникой. Надо за счет увеличения объема производства нашей техники постепенно вымещать иностранную. А кроме того, у нас все еще сохраняется отставание по обеспеченности сельхозтехникой: в России она составляет порядка 1,5-2 лошадиных сил на гектар, а в некоторых странах есть по 7 лошадиных сил на гектар, в Беларуси почти 3,5 лошадиные силы на гектар.

Мы должны научиться делать комплектующие для этой техники – мосты, коробки передач, гидравлику, отчасти двигатели. Это главная задача, которую мы решаем, начиная с 2014 года.

Но на полях сейчас работает огромное количество дорогой западной техники. Как с комплектующими быть?

Павел Косов: Здесь выход – поддерживать сервисные компании и дилеров, которые обеспечивают гарантийный ремонт. Искать альтернативные каналы поставок – через параллельный импорт или по своим контактам. Или искать аналоги у других производителей. У нас в этом году как раз заработала программа по поддержке дилеров, оказалась очень востребованной. Крупные хозяйства сами пытаются решить свои проблемы – находят свои каналы поставок нужных запчастей и комплектующих.

Фото и информация взяты с сайта: rg.ru

Опубликовано –