Цифровые ярмарки для фермеров
Маркетплейсы покоряют агропромышленную структуру.
Крупные компании делают вложения в развитие аграрных цифровых торговых платформ. Таким образом гиганты создают удобные экосистемы для ведения бизнеса и маркетингового самопродвижения.
Как правило, существующие цифровые площадки аграрного сектора во многом отличаются от классического понимания маркетплейса. В основном своем количестве это В2В-платформы (бизнес для бизнеса), нацеленные на мелкие и средние фермерские хозяйства.
Аграрию они дают возможность взять технику в лизинг, приобрести всё необходимое для ведения сельскохозяйственного процесса от и до, воспользоваться различными информационными продуктами и сервисами для решения технических вопросов. Такая форма скорее напоминает интернет-магазин или площадку для закупок. Все же интерес к подобным сервисам растет из года в год, сам продукт постепенно совершенствуется.
Локальному производителю с неразвитой дилерской сетью создатели платформ обещают возможность расширить круг потенциальных потребителей. Мелким и средним фермерам – отовариться взвешенно, без риска попасться на закупках в лапы мошенников.
Ставка делается и на новичков отрасли, которые пока не обзавелись нужным опытом и знаниями. Возможность в одном месте получить готовые решения и технологии будет привлекать их больше, чем поиск более низкой цены на каждый товар и услугу в отдельности – предполагают эксперты.
Стоит ли обычному фермеру «входить в реку» на данном этапе развития аграрных маркетплейсов? И станут ли узкоспециализированные платформы связующим звеном между мелким производителем и конечным потребителем?
В очень небольшом объёме на уже существующих сервисах представлена продажа урожая от аграриев переработчику. Фермерские же продукты реализуются на редких B2C (бизнес – конечному потребителю) маркетплейсах в крайне маленьких объемах.
Многие фермеры не готовы покупать и продавать на подобных сайтах. Зачастую сельхозтехника, представленная на них, имеет завышенную стоимость. Покупка аналогичных экземпляров напрямую у производителя обходится им дешевле.
По части сбыта продукции мнения и вовсе неоднозначны. Главная цель фермера – реализовать товар по выгодной цене. Здесь бы не помешала система прогнозирования спроса, и маркетплейс может её предложить. Но производители не всегда готовы расстаться с привычными путями сбыта. К тому же, В2В платформы рассчитаны на большие объемы закупок – таковых у фермера может просто не оказаться.
Качество продукции также отходит на второй план, когда речь заходит о низкой цене – ведь в крупных закупках побеждает тот, кто предложит минимальную стоимость. В таком случае ценность экологически чистого фермерского продукта теряет смысл.
Не пригоден для торговли на электронных площадках скоропортящийся товар, такой как ягоды. После двух перевозок они попадут к покупателю в нетоварном виде.
Еще один вопрос, встающий ребром – где найти фермеру, который занят производством, лишнее время или лишние руки? Чтобы начать торговать в интернете, придется грамотно и привлекательно заполнять карточки товара, делать качественные фото, следить за актуальностью продукции и оперативно обрабатывать заказы.
В целом, говоря о перспективе развития фермерских маркетплейсов, эксперты отрасли дают положительные прогнозы, при условии адаптированности сервисов к возможностям мелких производителей.
Фото редакции сайта