Skip to main content

Летучие технологии на страже посевов

Летучие технологии на страже посевов – Парагро

Новые модификации дронов-опрыскивателей активно пополняют палитру технологических средств для эффективной работы АПК. 

Говорить о масштабном переходе от самоходок на дроны еще рано, так как большинство аграриев относятся к таким новшествам пока скептически. При этом количество российских фермеров, посматривающих в сторону современных технологий, всё же растет. Есть даже те, для кого дроны-опрыскиватели и беспилотные летательные аппараты уже стали инструментами повседневного применения. На их примере сравним обещания и прогнозы производителей с реальным и систематическим опытом агрономов. 

В первую очередь разберемся с качеством опрыскивания. Для примера возьмем норму вылива химраствора дрона DJI Agras T30 в 7-10 л/га и среднюю норму вылива самоходного опрыскивателя в 200-300 л/га. Разница колоссальная, но по словам опытных аграриев в процессе распыления на растение попадает одно и то же количество действующего вещества. 

Обеспечивают такой результат имеющиеся на дроне распылители с супермелкодисперстной каплей и пропеллеры над ними. Пропеллеры создают мощный поток воздуха, направленный вниз. Он эффективно распределяет вещество по листьям сначала сверху, а затем, отталкиваясь от земли, еще и по нижней стороне листа. 

Что же касается сроков, за 12-часовую рабочую смену флагманская модель беспилотника XAG обещает сделать от 200 до 350 га и соответственно 1000 га за 4-5 дней при хороших погодных условиях. Это значит, что дрон вполне успешно может заменить некоторые модели прицепных опрыскивателей и при этом не уплотнит почву и не оставит за собой технологическую колею, что является приятным преимуществом. Ведь при посевах, например, рапса и озимых культур технологическая колея влечет за собой потерю урожайности в 6-8%. 

Отдельно поговорим о погодных факторах. Большим плюсом фермеры отмечают умение дрона работать во влажных условиях. Это даёт возможность соблюсти график обработки растений и выйти на работу в поле сразу после дождя, когда самоходный опрыскиватель или трактор с прицепным агрегатом в поле заехать не может. 

Зато дрон боится солнца, дождя и ветра: работать на нем можно исключительно в вечернее и ночное время при скорости ветра меньше 3 м/с. А значит, подстраиваться под погоду по-прежнему придется и любителям классики, и новаторам. 

Среди прочих плюсов аграрии отмечают точность обработки сельхозугодий. Детальное картографирование территории при помощи искусственного интеллекта и работа дрона на небольшой высоте около 3 метров исключает не только риск опрыскивания чужой территории, но лишний расход раствора на собственной. 

Однако, точные технологии частенько дают сбой на полях с резко выраженными неровностями рельефа, когда сигнал между дроном и пультом управления попросту теряется. В такой ситуации дрон может упасть в любой части поля и понадобится время, чтобы его отыскать и вернуть в исходную точку. 

Эффективная дальность полёта в 1,5 км также причиняет неудобства при обработке более крупных по площади полей. Их приходится отрабатывать секторами. 

Отсюда плавно вытекает вопрос технической организации рабочего процесса и транспортировки оборудования. Безусловно, компактные размеры дрона и его сопутствующих позволяют рабочей команде перемещаться в любом другом малогабаритном фургоне. Со стороны кажется, что это очень удобно. Но фермеры, имеющие неоднократный опыт использования дронов, в отдельных случаях советуют организовывать передвижные мобильные пункты управления. 

Поясним, почему. При неровном рельефе поля, дабы не потерять сигнал, команде придётся неоднократно перемещаться, меняя точку запуска. При обработке секторами также придется менять исходные точки. Пусть и компактное, но довольно тяжелое оборудование каждый раз нужно будет доставать, расставлять, подключать перед проведением работ, а затем отключать и грузить обратно. Это отнимает время и силы, могут понадобиться «лишние руки». 

Решить проблему можно, если всё вышеперечисленное стационарно поместить на прицеп и перемещать по полю трактором. При таком подходе получится убить два зайца сразу: упростить процесс перемещения и справиться с труднопроходимостью на поле после дождя.  

Тот факт, что дроны не относятся к авиации, освобождает аграриев от необходимости закупать дорогостоящие химсредства, разрешенные для использования с авиацией, и сохраняет возможность выбирать любые препараты для наземных опрыскивателей. По этой же причине отпадает и необходимость получать лицензию пилота. Однако же, проверить свою территорию на наличие запретных диспетчерских зон лучше заранее. 

Техобслуживание дронов весьма примитивно. Ежедневная промывка опрыскивающего оборудования от химраствора и замена масла в помпах каждые 400 га. 

Иногда дроны падают или подвергаются нападениям хищных птиц. Ударопрочная конструкция позволяет избежать серьезных поломок. Но даже если таковое случается – комплектующие на него всегда в достатке и доступности. При этом дроны легко ремонтируются даже в полевых условиях.

Наряду с многочисленными плюсами, нерешенным остается ряд задач. Применения в работе с дронами контактных гербицидов пока вызывают у фермеров сомнения. Нерешенным остается и вопрос обработки отдельных культур, исключающих проведение обработок методами ультрамалого опрыскивания. Частое обновление ПО также вызывает дискомфорт у аграриев. Заряд батарей, цикл их использования и многое другое, пока стоит под вопросом, что тоже не добавляет плюсов в выборе данного агрегата. 

При этом БПЛА если и не стали панацеей от всех сельскохозяйственных проблем, то точно разнообразили спектр решений некоторых из них. Тем аграриям, которые пока не рискуют положиться на новые технологии, исходя из особенностей своего хозяйства, упускать из виду этот технологический сегмент всё же не стоит. Ведь прогресс не стоит на месте, отрасль активно развивается, а значит, не исключена возможность, что в скором времени дроны-опрыскиватели станут эффективными помощниками и в вашем фермерстве. 

На этом наше исследование темы дронов-опрыскивателей не заканчивается. В следующий раз мы расскажем о моделях, которые используется чаще всего в России, сколько они стоят, в чем их слабые места. А также сделаем сравнительный анализ с самоходными агрегатами. 

Фото для иллюстрации взято с сайта: copterlog.services

Опубликовано –