Skip to main content

Честно про систему ФГИС «Зерно»

Честно про систему ФГИС «Зерно» – Парагро

Ставшая обязательной к применению с 1 сентября 2022 года, ФГИС «Зерно» пока не оправдала всеобщих ожиданий.

Неожиданно маленький испытательный срок и принуждение властей быть участником программы, разделили аграриев на «за», «против» и «надо потерпеть». Жалобы растениеводов не умолкают, список вопросов к технической и организационной части растёт, но правительство не хочет дать послабление.

В Минсельхозе заверяют, что на данный момент «работа участников рынка во ФГИС «Зерно» проходит штатно, критических замечаний не поступает». Так ли это, будем разбираться. 

Итак, сама по себе новая система призвана стать эдакой лакмусовой бумагой контроля качества и прозрачности большой федеральной структуры. Также она должна полностью оцифровывать, упорядочивать торговлю и предоставлять отечественным компаниям возможность эффективно работать в условиях прозрачного рынка. 

В принципе, при беглом обзоре электронного ресурса все так и есть. О том, как зарегистрироваться и работать на площадке, расписание обучающих вебинаров, инструкции для всех категорий пользователей можно найти на официальном сайте оператора ФГБУ «Центр Агроаналитики». 

Порядка 2/3 российских зерновых компаний начали вести деятельность в системе еще до обязательной регистрации. Многие крупные хозяйствующие субъекты не находят проблем в работе. А если таковые случаются – решают их на месте с помощью технической поддержки оператора. В целом, такие компании не видят большой сложности в том, чтобы адаптировать свои рабочие процессы под «Зерно». 

Однако, огромное количество сельхозпроизводителей имеют иное мнение. Они считают госпрограмму нерентабельной, бесполезной и даже губительной, особенно для небольших хозяйств. 

Еще на стадии добровольной регистрации онлайн-платформа давала сбои и создавала массу проблем, многие из которых не решены до сих пор. Самая примитивная из них – это отсутствие качественного бесперебойного интернета в деревнях и сёлах. Кому-то приходится его «проводить», кому-то организовывать удаленную работу – и то, и другое влечет за собой незапланированные расходы. 

Но и наличие оптоволокна вовсе не гарантирует успех. Пользователи жалуются, что в горячую пору, когда все в обязательном порядке вносят данные, платформа часто даёт сбой, выкидывает из интерфейса. В случаях, когда нужно срочно поставить партию зерна, технические проволочки приводят к убыткам. Пока ждёшь решения проблемы – цена на зерно падает. 

Ощутимо бьет по карману мелкого сельхозпроизводителя и отсутствие квалифицированных кадров. Огромный массив информации, который нужно своевременно вручную вносить в программу, сложности интерфейса и терминологии создают необходимость обучаться, расширять штат. Многие крупные компании создают специальные отделы только лишь для работы во ФГИС «Зерно». Но далеко не каждый фермер может себе позволить нанять и обучить сотрудника специально для работы с платформой. 

Возмущает аграриев и избыточность требований, которые не всегда совпадают с реалиями жизни. Так, например, если раньше для хранения урожая сельхозпроизводители могли использовать незарегистрированные склады, оставшиеся от колхозов. То теперь в несуществующий на бумаге склад «положить» зерно они уже не могут. 

Неразбериха присутствует и на стадии контроля качества. Система требует, чтобы характеристики зерна были вписаны во ФГИС ещё на этапе формирования СДИЗ: по пути с поля на склад или ток, а не на элеваторе, как это происходило ранее. Для этого сотрудник госмониторинг должен приехать к фермеру. На деле же сами аграрии заняты погонями за справками, а не уборкой урожая. 

Контролирующие органы не обладают рабочим ресурсом, чтобы обеспечить своевременное определение потребительских свойств зерна. Ситуация грозит тем, что урожай мелкого фермера будет бесконтрольно «уплывать» за наличные, а госмониторинг станет формальным, так как аграрии в спешке будут писать приблизительные характеристики продукта.

Чем грозит внесение во ФГИС недостоверной информации или отсутствие информации? 

Минсельхозом России прорабатывается предложение об установлении административной ответственности на такой случай. Пока же участникам рынка грозят лишь потенциальные штрафы, предусмотренные статьей Кодекса об административных нарушениях «Нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, правил производства продуктов переработки зерна». Размер штрафа варьируется от 500 рублей до 20 тысяч рублей для разных категорий нарушителей. 

А вот отказ в государственных субсидиях на производство и реализацию зерновых вполне реальный и вступивший в силу. Теперь сельхозпроизводителям, не зарегистрированным в системе, субсидии будут не положены. Для многих хозяйств, особенно небольших, это обстоятельство является критическим. Некоторые эксперты в области прогнозируют гибель фермерствам меньше 1000 га. 

Впрочем, находится немалое количество пользователей, которые хоть и не довольны работой ФГИС, но все же настроены к ней вполне лояльно. По их мнению, такая концепция работы нашей стране нужна, просто, как и все новое – она требует терпения и доработки. 

С 1 марта 2023 года планируется новый этап цифровизации зернового хозяйства – обязательное предоставление в систему данных о продуктах переработки зерна.  Прозрачным станет путь муки, крахмалов и других товаров от момента сбора урожая до продажи их конечному оптовому потребителю. 

Фотографии для иллюстрации взяты с сайтов: zavodoukovsk.bezformata.com, agropraktika.com

Опубликовано –